Sep. 28th, 2009


http://www.beit-talhum.ru/zakon1.htm

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕВРЕЙСКИХ ЗАКОНОВ

О ПОХОРОНАХ.

В Израиле за правильным порядком похорон следит хевра кадиша (похоронная служба). В странах диаспо­ры еврейские похоронные общества существуют далеко не везде, а поэтому семье умершего приходится самой за всем следить. Данная глава обсуждает проблемы, возникающие именно в таком случае.

Важность еврейских похорон и участия в них.

Если кто-то взял на себя заботу о похоронах, другим знакомым и родственникам, не обязательно лично участвовать в их организации. Но во всех случаях еврейская традиция рассматривает участие в самих похоронах, пусть лишь в похоронной процессии, как обязанность и как милосердие. Мудрецы поясня­ют, что во всяком добре, которое один человек оказывает другому жи­вому человеку, таится тень корысти: надежда получить от него когда-нибудь ответное благо. Но добро, оказываемое покойнику, абсолютно бескорыстно. Поэтому забота о похоронах засчитывается как доброе дело, совершенное из самых чистых, самых благочестивых побужде­ний.

Недопустимость патологоанатомического вскрытия.

 

Даже после смерти (особенно в первые дни) душа человека остается связанной с его телом, и процесс смерти не завершается до семи дней после захоронения. Поэтому еврейская традиция запрещает посмертное вскрытие. В особых случаях следует про­консультироваться с компетентным раввином. Следует отметить, что при современном состоянии медицинской на­уки в абсолютном большинстве случаев вполне возможно установление причин смерти без вскрытия. Вскрытие сегодня обычно используется не для установления причин смерти, а для того, чтобы студенты и моло­дые врачи могли изучать анатомию человеческого тела и практиковать­ся в препарировании и обследовании трупа.

 

Если в прежние времена и можно было как-то оправдать вскрытие целями развития медицинской науки, необходимой для спасения дру­гих людей, то сегодня этот довод не имеет сколько-нибудь серьезных обоснований. Что же касается практики для студентов, то следует заме­тить: отнюдь не все, что внешне представляется полезным, должно быть дозволено.

В тех случаях, когда избежать вскрытия невозможно, следует катего­рически настаивать на том, чтобы:

 

а). любой орган или часть, которые были вынуты из тела (также и кровь), были потом захоронены вместе с телом, для чего они должны быть как можно скорее возвращены похоронному обществу;

б). медицинское вскрытие было выполнено с максимальным уваже­нием к умершему.

Категорический запрет кремации, важность захоронения тела в земле.

Еврейский Закон однозначен и бескомпромиссен в своем требова­нии, чтобы мертвый был захоронен "внутри земли". Тело человека воз­вращается в землю, как оно есть. Душа поднимается туда откуда пришла, а физичес­кая оболочка, собрание химических элементов, окружающее душу, пог­ружается в обширное хранилище природы.

Иудаизм категорически запрещает кремировать тело. Еврейская тра­диция всегда рассматривала кремацию как оскорбительный обычай, восходящий к языческой практике сжигания мертвых на погребальных кострах. Отвращение евреев к кремации было замечено еще римским историком Тацитом, который почти две тысячи лет назад в качестве одной из отличительных черт евреев указывал, что они хоронят, а не сжигают своих мертвых.

Кремированные останки не могут быть похоронены на еврейском кладбище, община не отвечает за их захоронение и вообще не заботится о них, не следует соблюдать траур по кремированным, читать по ним Кадиш и сидеть шивъа. В наше время приходится, по-видимому, делать скидку на необычайно низкий уровень знаний о ев­рейской традиции (особенно это касается стран СНГ). По этой причине в случае уже совершившейся кремации следует все же похоронить ур­ну на еврейском кладбище (это все же лучше, чем хоронить ее на неев­рейском) с соблюдением всех законов траура, — однако это не осво­бождает нас от необходимости предпринять все возможное для предот­вращения кремации.

Ни в коем случае не следует делать кремацию с целью вывоза урны (например, для ее захоронения в Израиле). Даже если все родственни­ки уезжают в другую страну и некому будет ухаживать за могилой, кремация исключена.

Если покойный при жизни выражал желание, чтобы его кремирова­ли, то все равно не следует с этим считаться.

Тора совершенно однозначно настаивает на необходимости обеспе­чения естественного процесса распада останков. Дерево гроба, льняная ткань тахрихим и ненабальзамированное тело разлагаются нормальным, естественным путем. Никаких искусственных ухищрений для ускоре­ния или замедления этого процесса применять не следует.

Очень важно, чтобы тело было похоронено на еврейском клад­бище. Если же это невозможно, то все равно тело надо похоронить в земле, но ни в коем случае не кремировать. Если приходится хоронить на нееврейском кладбище, то следует, если это возможно, сделать моги­лу еврея на расстоянии не менее двух метров от могил неевреев. Если это невозможно, нужно отделить могилу еврея забором высотой не менее одного метра. В случае, когда и это по каким-то причинам сделать нельзя, следует сделать могилу еврея на один метр глубже всех осталь­ных могил. Если даже и это не удастся осуществить — все равно тело следует похоронить, а не кремировать. Покойный должен быть похоро­нен в земле — даже если это далеко от города, даже если это лишит родственников возможности посещать кладбище и поставить на могиле памятник, — это очень важно и для души умершего, и для душ родст­венников (поскольку они связаны между собой). Где угодно, в каких угодно условиях, но похоронить, а не кремировать.

На еврейском кладбище хоронят только евреев. Если на еврейском кладбище по каким-то причинам похоронен нееврей, следует сделать какой-то знак, отделяющий его могилу от могилы еврея. Обычно в таких случаях сажают дерево или делают ограду.

Заповедь Торы предписывает хоронить именно в земле и означает, что тело должно быть расположено ниже уровня земли. Таким образом, мавзолей разрешен, но только если мертвый похоронен в земле, а сам мавзолей построен на земле непосредственно над местом захоронения. Это иногда делается для известных лиц, Мудрецов Торы, общественных лидеров, людей, много жертвовавших на благотворительность. В любом случае строго запрещено хоронить умершего над землей и не в окруже­нии земли. Тора повторяет свой наказ: ки кавор тикберену — "захоро­нить, захоронить наверняка", чтобы подчеркнуть, что человек не счита­ется похороненным, если гроб остается над уровнем земли.

В некоторых местах почва не стабильна и могут быть оползни; поэто­му власти требуют заключения гробов в бетонные усыпальницы (скле­пы). В таких случаях они приемлемы. Если же причиной для использо­вания склепа является лишь желание сохранить останки, лучше обой­тись без него.

Недопустимость выставления тела  умершего на обозрение, и связанной с этим косметологической консервации.

Следует особо отметить, что на еврейских похоронах и церемонии прощания с умершим все его тело и лицо должны быть постоянно зак­рыты.

У окружающих нас нееврейских народов распространен обычай выставлять останки умершего на всеобщее обозрение. Такая церемо­ния категорически отвергается Торой и рассматривает­ся как непочтение к умершему, насмешка над ним. Надо, чтобы человек запомнился близким таким, каким он жил, а не безжизненным загри­мированным и надушенным трупом. Когда тело выставляется на обозрение, его перед этим обычно реставрируют и производят косметологическую консервацию. Последняя часто связана с полным или частичным вскрытием и уже поэтому про­тиворечит стремлению обеспечить умершему покой. Если есть необхо­димость определенной консервации тела умершего в случае, когда похороны по какой-то причине на несколько дней откладываются (в част­ности, если тело требуется перевезти на значительное расстояние), еврейский Закон разрешает замораживание. Хотя и не рекомендуется, но разрешается часто применяемое внутривенное вливание консервирую­щих жидкостей без удаления органов из тела. Однако иудаизм крайне противится косметологической реставрации ("восстановлению"), кото­рую делают для того, чтобы лицо умершего, в нарушение еврейской традиции, выставляемого перед похоронами на всеобщее обозрение, выглядело "как живое". Такая процедура, с точки зрения иудаизма, является крайне позорной и нарушает мир, в котором человеку должно быть позволено упокоиться. Следует твердо противостоять давлению общества и не выставлять останки на всеобщее обозрение, чтобы исключить тем самым всякие действия в "приукрашива­нии" тела.

Хотелось бы также обратить внимание на следующее. Иудаизм под­черкивает, что маскировка действительности не поможет человеку пре­одолеть реальность (в этом с иудаизмом согласна и современная психо­логия). Правда заключается в том, что конец наступил, и не нужно пытаться убежать от этой правды. Созерцание безжизненного тела, как бы хорошо его ни подготовили, не поможет осиротевшим близким.

Иудаизм недвусмысленно подчеркивает, что похороны должны явиться финалом. Похоронный ритуал и молитвы не пытаются припря­тать смерть. Они решительно ее признают и подтверждают. Только принятие реальности смерти помогает человеку преодолеть связанную с нею травму.

Обмывание тела

"Как он пришел, так он и уйдет", — говорит Экклезиаст (5:14). Как новорожденный сразу же после появления на свет обмывается и входит в этот мир чистым и невинным, так и покидающий его должен быть обмыт и очищен, согласно религиозному ритуалу mahopa (букв, "очи­щение"). В процессе очищения тело моют холодной водой, а затем вы­ливают на него разом большое количество воды (не менее 20 литров).

Обмывание тела — вековой еврейский способ оказания уважения умершим. Это не просто "старинный обычай" или "хорошая традиция", но абсолютное требование еврейского Закона.

Обмывание тела выполняется обычно похоронным обществом (хевpa кадиша), состоящим из евреев, знающих традиционные обязанности и способных проявить должное уважение к умершему. Обмывая и при­готовляя тело к захоронению, члены хевра кадиша читают надлежащие молитвы, просят Бога об отпущении грехов умершему и о том, чтобы Он охранял душу умершего и даровал ей вечный мир. Состоять членом похоронного общества всегда считалось большой честью; община ока­зывала ее только истинно религиозным людям. Неевреи не могут вы­полнять священные обязанности по приготовлению тела к погребению, так как ритуал обмывания ни в коем случае не является только актом гигиены, — это еврейский Закон. Прискорбно, что в наше время все меньше и меньше евреев могут по достоинству оценить вели­чие служения в похоронном обществе.

Гроб, саван и подготовка тела к захоронению.

Тора говорит о человеке: "Ты есть прах земной, и в прах ты возвра­тишься" (Бытие 3:19). В Израиле (и в некоторых других странах) хоро­нят обычно без гроба, завернув тело умершего в саван. Но еврейская традиция допускает и похороны в гробу. Гроб должен быть деревянным (ни в коем случае не металлическим), чтобы он разлагался одновремен­но с разложением тела. Мелкие металлические детали (ручки, гвозди и т.п.) не приветствуются, но в крайнем случае допускаются. В гробу не должно быть никаких подушечек, прокладок, подкладок и других посто­ронних предметов. Желательно, чтобы гроб был из простого дерева; не следует из соображений почета к умершему хоронить его в дорогом и роскошном гробу. В память об умершем лучше пожертвовать деньги на благотворительные цели, чем на дорогостоящий гроб.

Чтобы контакт тела с землей был полнее, из гроба традиционно вы­нимают одну нижнюю доску, или проделывают в ней отверстие не менее четырех сантиметров длиной. Если нет никакой возможности проделать отверстие, следует положить в гроб немного земли.

Согласно традиции, всех евреев хоронят в одинаковой простой одежде. Одежда эта называется тахрихин (саван). Богатые или бедные — все равны перед Богом, а их вознаграждение определяется тем, что они собой представляют, а не тем, насколько хорошо их одевают перед похоронами. Девятнадцать веков назад Раббан Гамлиэль издал особое постановление о том, чтобы всех хоронили одинаково, — тогда бедным не будет стыдно, а богатые родственники умерших не станут соревно­ваться друг с другом в тратах на похороны.

Поскольку умершему вскоре придется предстать перед судом Всемо­гущего Царя, Властелина вселенной и Творца человека, его одеяние дол­жно быть соответственным: простым, сшитым вручную без узлов, иде­ально чистым и белым. Саван символизирует чистоту, простоту и досто­инство. В нем нет карманов, в которых можно было бы "захватить с собой" материальное добро, — ведь не имущество человека, а душа есть главное его достоинство.

На саване не должно быть никаких узлов; если нужно завязать ка­кую-то часть савана, то ее завязывают "бантиком" — т.е. не постоян­ным, а временным узлом. Этим мы как бы удостоверяем, что мертвого хоронят "временно", пока не настанет пора воскрешения из мертвых.

Во многих общинах принято, чтобы умершего мужчину покрывали талитом.

При подготовке тела к похоронам:

— в гроб не следует класть цветы и другие посторонние предметы. Согласно еврейской традиции, на могилу (и тем более в гроб) не кладут никаких цветов. Возложение цветов на могилу является христи­анским обычаем, который, как часть чужой религии, никоим образом не должен перениматься. Если цветы уже принесены и вернуть их неу­добно, они могут быть положены на краю могилы, но уже после того, как ее полностью засыпали (т.е. перед уходом с кладбища). Ни в коем случае не следует возлагать цветы на могилу в виде обряда или особой церемонии.

— на ноги умершего не надо надевать тапочки;

— если нет никакой возможности одеть умершего в тахрихин (са­ван), то по крайней мере желательно, чтобы в его одежде и на нем самом не было никаких узлов (галстука и т.п.);

— умершему распрямляют ладони и кладут на глаза немного земли или по маленькому кусочку глиняного сосуда.

Profile

texcontem

February 2022

S M T W T F S
  1 2345
6789101112
13141516171819
20212223 242526
2728     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 6th, 2025 02:09 am
Powered by Dreamwidth Studios